#WMS_Длиннопост #WMS_История ВУКОВАРСКИЙ КАПКАН: ПРОДОЛЖЕНИЕ РАСПАДА ЮГОСЛАВИИ Часть 1. Многовековая вражда Сербы и хорваты… Взаимоотношения этих двух братских народов редко можно было назвать хоть сколько-нибудь теплыми. Взаимное недоверие, противостояние, а затем просто ненависть заботливо культивировались политическими элитами и самими людьми благодаря большому количеству накапливающихся счетов, которые со временем только раздувались в размерах. История взаимоотношений хорватов и сербов, проживавших на хорватских землях, берут свое начало в XIV веке. Поражение на Косовом поле (которое явно пользовалось огромной популярностью у воюющих, поскольку всего сражений на нем было восемь, а то самое, приведшее к «погибели Сербии», числилось всего лишь четвертым) в 1389 году привело к постепенному бегству сербов на север, за Дунай, в земли более христианского владыки Великого Венгерского королевства. Венгерские короли, разумеется, не собирались упускать такую прекрасную возможность получить новых подданных и охотно привечали переселенцев, раздавая земли прямо на берегу Дуная. Не сказать, чтобы местное хорватско-католическое население особо радовалось прибытию сербо-православных родственников, но население Воеводины и Славонии было достаточно редким, свободная земля имелась, и межэтнические (следовательно – межконфессиональные) конфликты более-менее сглаживались. Самым примечательным было то, что число уходивших на север было поначалу очень невелико, ведь поражение никаким образом не сказалось на Сербии. На нее наложили контрибуцию и заставили признать себя вассалом турецкого султана, однако не стали посягать на целостность новоприобретенных владений. Сербы же стали одним из становых хребтов османской армии наряду с сипагами и янычарами. Именно они внесли решающий вклад в разгром под Никополем крестового похода короля Венгрии Сигизмунда и герцога Бургундии Иоанна Бесстрашного в 1396 году. Сербы же спасли и турецкую армию от полного вырезания в Ангорской битве 1402 года, вместе с янычарами прикрыв их бегство. Однако в 1459 году, после долгой череды войн между турками и сербами, в какой-то момент даже вернувшими себе независимость (1402-1438 года), Сербская деспотия была поглощена Оттоманской Портой окончательно. Это событие привело к тому, что тонкий ручеек переселенцев, бежавших за Дунай от мусульман, превратился в довольно сильную реку. Примечательно, что бок о бок с сербами уходили и боснийские хорваты. Бегство хорватов было вызвано некоторыми особенностями религиозного положения в Боснии, где значительная часть населения исповедовала богумильство (богомильство) – одну из ересей, появившихся в Болгарии в X веке и являвшую собой смесь христианства и манихейства. Богумильская вера даже была официальной в Боснийском королевстве в XIII-XIV веках. Впрочем, ортодоксальные сербы и хорваты признавать ересь за религию отказались. Когда же в Боснию пришли турки, богумилы организованно и достаточно быстро стали мусульманами, тем самым вызвав организованный исход христиан из большинства крупных городов и бегство хорватов на юг, ближе к побережью, контролируемому венецианцами. Дальнейшее турецкое наступление на Балканах порождало сильнейшие этнографические парадоксы, которые в будущем аукнутся именно во время Югославских войн. К 1530 году турки заняли территории, которые в будущем будут известны как Хорватская Краина. Это вызвало массовый исход хорватов на запад и север. Территории совершенно опустели, и их тут же заняли сербские переселенцы из Боснии. Самым удивительным было то, что занятые сербами земли были одним из центров древней Хорватии и значили для них примерно то же, что для самих сербов – Косово и Метохия. Последующие события продолжили перекраивать этническую карту Балкан. Поражение турок под Веной в 1689 году и рейд в Македонию генерала Пикколомини вызвал полномасштабное сербское восстание. Османы устроили карательный поход во главе с великим визирем Мустафой Чуприличем. Испуганные сербы бежали на север. Тогда австрийский император по предложению францисканского монаха Томо Роспасари предложил сербам свободу вероисповедания, право на самоуправление, освобождение от налогов и другие льготы взамен на военную службу. Благодаря митрополиту Крушедольскому Исайе (Джаковичу) сербы смогли не только получить земли на северном берегу Дуная (австрийцы не предполагали их переселения), но и распространения этих льгот на земли Срема, Славонии и Краины, уже заселенные беженцами. За один сентябрь 1690 года за Дунай переправилось, по разным сведениям, от 30 тысяч человек до 37 тысяч семей. В дальнейшем поток ослабевал не очень сильно, приведя к тому, что Воеводина, Восточная Славония и Краина постепенно становились полностью сербскими. Второй исход, произошедший в 1740 году, уже не столь интересен, потому что в основном пришелся на Россию. Образовавшаяся в результате сербской миграции и полной беззащитности юга Австрийской Империи Военная Граница была расформирована в 1881 году, а земли поделены между королевством Венгрия и королевством Хорватия. Все льготы были отменены, а католическая церковь обрела карт-бланш на обращение «еретиков». Вместе с тем, к югу от Дуная события принимали долгожданный оборот – Сербия сумела завоевать сначала автономию, а затем и полную независимость при поддержке России и Черногории (единственной славянской балканской страны, не оказавшейся под властью турок, хотя иногда через ее территорию можно было просто переплюнуть). Все это вызвало уже некоторый отток православного населения назад, на земли предков. Национальный вопрос же постепенно приобретал все большую остроту, поскольку политическое противостояние Австро-Венгрии и Сербии на полуострове все нарастало, а сербское население империи рассматривалось Веной как потенциально опасное и лояльное к врагам. Особый пик противостояния пришелся на Боснийский кризис, ввиду недостатка боеприпасов в Российской Империи все же не приведший к большой войне. Православное население Боснии желало воссоединения со своими независимыми собратьями, хорваты столь же открыто поддерживали Вену, а сербские жители Славонии, Краины и Срема оказались в заложниках у текущего политического положения. Первая мировая развела братские народы еще дальше. Хорватские домобранцы большую часть Первой мировой были одной из опор Императорской и Королевской армии (вооруженных сил Австро-Венгрии), в то время как сербы то и дело дезертировали, пусть и не так повально, как чехи. К 1917 году в Русской Императорской армии из числа военнопленных был создан Сербский добровольческий корпус, не успевший, правда, себя проявить, но и не согласившийся принимать участие в Гражданской войне и интервенции, в отличие от чехов, вывезших из страны несколько тысяч вагонов с уворованным барахлом и некоторой частью русского золотого запаса (какой именно – неизвестно). Одним из итогов Первой мировой стало образование Королевства сербов, хорватов и словенцев, объединившее под властью Белграда бывшие территории Габсбургов, населенные южными славянами. К этому моменту хорваты уже достаточно заразились идеей формирования югославянского государства, чему откровенно способствовала мировая война, но дальнейшие события показали, что надеяться на какую-либо культурную или территориальную автономию им было бесполезно. В поделенной на бановины стране сербский национализм поддерживался на государственном уровне, что приводило остальные народы к формированию своих национальных движений, боровшихся за независимость. Одним из них были печально известные усташи, убившие в Марселе короля Александра Карагеоргиевича. Вторая мировая окончательно запутала ситуацию. С одной стороны, созданное нацистами Независимое Государство Хорватия устроила форменную политику террора, вырезав в одном только Ясеноваце 700 000 сербов. Хорватом же был человек, поставивший международный рекорд по самоличному убийству людей в день. Петар Брзица за одну ночь сербосеком разделал 1360 человек, за что получил серебряный сервиз от администрации лагеря, а от капеллана (выдавшего подарок от лица Римо-Католической церкви) – золотые часы. В СФРЮ он был заочно приговорен к расстрелу. С другой стороны, огромное количество хорватов воевало на стороне коммунистов в рядах Народно-Освободительной армии Югославии. Раде Кончар, Йосип Краш и многие другие затем в Союзной Югославии почитались как народные герои. Источник: https://fakel-history.ru/vukovarskij-kapkan-chast-1/ Автор: Ярослав Подколзин

Теги других блогов: WMS_Длиннопост WMS_История